Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права. Ему соответствует так называе­мое «современное представительное государство», которому, в отличие от кастовых и сословных государств Древнего мира и Средневековья, присущи следующие черты:
1. Государство суверенно, оно обладает верховной властью и моно­полией принуждения на всей территории страны и не зависит от власти другого государства, власти церкви, жрецов, сословий, военачальника, негосударственных организаций.
2. Государство выступает от имени всего населения (народа, нации) или, по крайней мере, официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан. Государство и управление им уже не рассматриваются как достояние или личное дело монарха, царствующей династии, какой-то части общества. Официально оно обособляется от сословий, классов и других социальных групп, хотя фактически проводит политику чаще с преиму­щественным учетом интересов той или иной влиятельной части обще­ства.
Стремление государства представить себя как олицетворение нации, живущей на определенной территории, обусловило восходящее еще к эпохе позднего средневековья отождествление государства со страной, Родиной, Отечеством.
3. С развитием гражданского общества в структуре государствен­ных органов появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные (а не только сословные) представительные учреж­дения парламентского типа, обладающие правами утверждения нало­гов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов). Возникно­вение и развитие представительной демократии — явление, свойствен­ное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цен­зов, всегда законодательствовали от имени всего народа (нации).
4. Государство имеет управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, чиновников, а также постоянную армию. Создание бюрократии как иерархически организованной систе­мы управления со строго определенными функциями каждой ступени и должности — явление Нового времени. Основная масса служащих и военных состоит из лиц разной сословной или классовой принадлеж­ности, которые занимают строго определенные места в служебной или должностной иерархии и получают содержание от государства.
5. Государство учреждает и собирает налоги, за счет которых соз­дается и пополняется государственная казна, откуда производятся рас­ходы на содержание государственного аппарата и армии. Как правило, учреждение налогов и утверждение сметы государственных расходов (государственный бюджет) требует согласия представительного учреж­дения.
6. Современное представительное государство официально призна­ет юридическое равенство граждан (или подданных), их права и свобо­ды, а также гарантии этих прав и свобод.
Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами — едва ли не главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выра­жением средневекового способа производства являлась привилегия, не­равное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является «просто право, равное право».
Важно отметить, что становление и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, положившее на­чало Новому времени, — столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к классово-сословному строю Древнего мира. На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизон­тальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договор­ных началах свободных людей, отношений, составляющих суть граж­данского общества. Глубокий переворот в праве состоял в замене сос­ловного неравенства всеобщим юридическим равенством, опре­делившим качественно новое социальное положение личности. Гражданское общество не основано на законе, но его существование органически связано с равным для всех законом, охраняющим общую свободу (возможность делать все, что не вредит другому) и право на собственность. Разумеется, правовое равенство — это не фактическое равенство, а равенство возможностей — это не одинаковость социаль­ных статусов людей. Более того — в начальный период существования гражданского общества формальное равенство неравных людей нередко выглядело (и по существу было) ложью и фальшью для большинства неимущих, неспособных достаточно быстро приспособиться к новым условиям экономической жизни. Вместе с тем громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории чело­вечества все люди, независимо от их социального происхождения и положения, были признаны юридически равными участниками обще­ственной жизни, имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделен­ную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их право­вые последствия.
Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Биллей о правах (Англия, США) или Декла­раций прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество — это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможно­стей,   освобожденное  от  лишних   запретов   и  дотошной административной регламентации.
При этом право признается обязательным и для правителей госу­дарства. Право уже не «приказ власти», а равно обязательное для пра­вящих и управляемых право, верховенство которого над произволь­ными велениями властвующих обеспечивается разделением властей, высоким положением законодательной власти, ее зависимостью (через выборы и перевыборы) от народа, нации, страны, а также равным и доступным для всех граждан судом.
Тогда же возникает представление о конституции как не только о законе, определяющем устройство высших органов власти, но и основ­ном законе страны, обязательно определяющем права и свободы граж­дан (билль о правах, декларации прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство — публичная власть, сфера общих инте­ресов, общество — сфера индивидуальных свобод, частных интересов).
Отделение государства от общества и обособление общества от го­сударства выражено в различии их структур, принципов организации и строения.
Всякое государство организовано как руководимая единым цент­ром вертикальная система, иерархия государственных органов и долж­ностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государствен­ной дисциплины . Постоянная и главная цель государства, его оправ­дание и легитимация — охрана общества и управление им.
В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе, в том числе в самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интере­сами.
Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым — на систему права.